Пока я жду новый сезон СКАМ (и затерла предыдущие три уже до дыр) внезапно в фейсбуке наткнулась на отзыв Аси Долиной о сериале Transparent. Скачала, смотрю. Отличная сильная вещь. Пока я заценила только две серии, но чем дальше -- тем лучше. Очень нравится, что в нем много крохотных и очень жизненных деталей: как люди, например, сидят на диване (по-настоящему!) некрасиво развалясь, как едят ребрышки барбекью, все перемазавшись, некрасиво, жирно, вкусно, как отрастают волосы в подмышке -- маленькие, колючие, как разбегаются лучиками морщинки, когда очень-очень смешно, как пахнет пылью картонная коробка из-под корнфлейкса со старыми письмами, и пр, и пр.
Очень хорошо проработаны моменты принятия собственного тела -- при этом речь даже не только о том, что мужчина понимает и принимает, что он женщина, а о том, как все люди вне зависимости от сексуальности принимают свою телесность. О том, что по утрам изо рта пахнет, о том, что пот липкий и мокрый, о том что секс -- это шлепки живота о жопу, о том, что целлюлит на бедрах есть у всех, о том, что от лифчика остаются следы, а на полу лежать -- хорошо и прохладно. О том, что тело -- это не сексуальная картинка, а работающая на отлично машина из плоти, крови и костей, которая позволяет нам жевать, чихать, бежать, дышать и целоваться. И вообще -- жить.
Асин отзыв"Хочу поделиться открытием. В России этот сериал лежит на торрентах под чудовищным названием "Транспапа", а также почему-то - "Очевидное", и я не читала в своей ленте еще ни одного отзыва о нем, вообще не помню, чтобы его у нас кто-то смотрел. Но тут в Америке - это прецедент сразу по нескольким критериям. Во-первых - собственный продукт Amazon номинированный на премии Emmy, во-вторых - полностью авторский, основанный на реальных событиях сериал невероятной тонкости от сценаристки Джил Солоуэй. По одним только деталям (кровавые красные жилки в разбитом сыром яйце утром, когда я сам как будто кровоточу, так как разрушилась моя жизнь) можно писать диплом. В-третьих (на самом деле во-первых и в единственных) - такая сложная, табуированная, с трудом вербализуемая, болезненная и бесконечно пронзительная проблематика как сексуальное самоопределение человека...
В смысле ЛЮБОГО человека - даже того, который живет "полной" образцово-показательной семьей с особью противоположного пола и имеет от него пару-тройку красивых детей. Сексуальное самоопределение как метафора поиска счастья (рая на земле), которого, видимо, все-таки нет. Здесь речь пойдет и о закрытом за семью печатями "женском" в мужчинах, которое могло бы делать их добрее и эмпатичнее, но увы. И о том, к чему ведет "открытие" этого канала. И понимание, что каминг аут - только маленький и не всегда удачный шаг на пути поиска длиной в жизнь. И метание женщины между гендерными моделями внутри себя и вовне. И вопрос, а что делать, если ты в принципе не можешь обрести сексуальное самоопределение, как рядом с женщинами, так и рядом с мужчинами, словно тебе нет места на земле? И глобально и довольно страшно тема женского насилия над мужчинами, как например совращение материнской фигурой (женщина возраста матери) еще в детстве и далее abuse на всю жизнь. И трагедия не состоявшегося отцовства во всех вариациях.
В центре истории - жутко смешная и so true (отдельных смех - это сцены семейных праздников через эпизод) еврейская семья из Калифорнии, пожилые давно разведенные родители и трое взрослых детей (каждый по-своему ебанутый, но чуть ли не впервые вижу настолько настоящих в своей непостижимой многослойности героев). Спусковой крючок для срыва в каждой из пяти жизней, за которыми мы наблюдаем, - каминг-аут 65-летнего отца семейства, бывшего профессора, он признается своим домочадцам в том, что является трансгендерной женщиной. Не вот этой вот гиперболизированной, дорого сконструированной уверенной в себе сверхженщиной из Drag race, а реально - пожилым, седым, не очень здоровым мужиком с лишним весом, который любит женщин, но и чувствует себя женщиной и только начал свой путь в этом. Ему прописывают первые в жизни таблетки, блокирующие тестостерон. Он собирает свои длинные седые волосы в аккуратные прически, каждый день меняет крупные серьги, подбирает кольца, делает аккуратный макияж, носит нарядные свободные платья и шарфики к ним. Казалось бы, ужасно, но примерно на 15 минуте первого эпизода первого сезона невероятный Джефри Тэмбор (золотой глобус за роль пожилого трансгендера) одной фразой убеждает меня в том, что я не могу ему не сочувствовать... И далее - много-много раз до слез и неоднократный эффект "узнавания" хитросплетенных конфигураций разнообразных жизненных пиздецов, из которых мы, в сущности, и не вылезали никогда. И вроде бы - так в жизни не бывает...
Но я начала гуглить, и оказалось, что автор фильма - американская сценаристка и стенд-апщица Джил Солоуэй - описала в этом изделии свой глубоко личный и непростой опыт. Это она - та девочка из еврейской семьи, папа которой (профессор психиатрии LOL) в 65 лет ко всеобщему шоку сообщил, что он всю жизнь был женщиной в теле мужчины и страдал, притворяясь и в браке, и на работе, но время изменилось только теперь, и несмотря на неюный возраст, он отныне будет выглядеть и вести себя, как велит сердце... Как тетенька! Это ее реальный отец прототип МАПЫ, настоящий МАПА, причем он стал наконец добрым, когда разрешил женскому в себе БЫТЬ. Это Солоуэй, согнувшись в большой знак вопроса от такого поворота семейной жизни, стала искать ответы на все вышеперечисленные вопросы, это она копала по библиотекам документы об уничтожении людей "нелинейной" ориентации фашистами в Германии, откуда бежала в 30-х ее еврейская бабка. Вот это опыт. И да, получая премии за свой cериал, она говорит со сцены о правах трансгендеров и иных людей со сложной сексуальной композицией внутри, но фильм ее - обо всех нам, как будто вынесенные наружу внутренние процессы.
Что касается лично меня, то, по-моему, сам факт наличия сотен вариаций сексуальной архитектуры человека говорит о том, что "линейного" сюжета на самом деле не существует, и все индивидуально. А навязанные нам извне "модели" (вплоть до модели, что женщина ОБЯЗАНА убирать дома, ОБЯЗАНА брать на себя 80 процентов ответственности за ребенка, ОБЯЗАНА выглядеть как фотомодель) - часто причина глубокого несчастья одного хомосапиенса рядом с другим. Несчастья - особенно коварного тем, что оно с трудом осознаваемое, так как прячется за буреломом навязанных стереотипов. В то время как смелый ПОИСК того, что греет именно тебя (под эту категорию попадает и элементарная смена партнеров, развод) - законное ПРАВО любого человека. И вас тоже. Просто мы часто даже не владеем механизмом, КАК почувствовать, где нам на самом деле было/есть хорошо.
Посмотрите, в общем, Transparent. Прямо вот с самого начала. Он согреет вас в мороз."